Техническое регулирование и технические регламенты

Виды технических регламентов

Техническое регулирование и технические регламенты

Определение 1

Технический регламент – это документ, содержащий технические требования к объектам стандартизации.

Главной целью технического регулирования является принятие технических регламентов. Технические регламенты (ТР) принимаются для защиты жизни и здоровья населения, имущества как физических, так и юридических лиц, муниципального и государственного имущества, сохранения окружающего мира, предупреждения действий, которые вводят в заблуждение приобретателей продукции.

Замечание 1

На территории РФ техническое регулирование осуществляется на основании ФЗ «О техническом регулировании», который имеет не только технический характер, но и огромное социально-экономическое значение, поскольку устанавливает правила регулирования различных требований к продукции, производственным процессам, работам и услугам.

Принятие названного закона сопровождалось несколькими мотивами:

  • Дебюрократизация экономики;
  • Повышение уровня правового регулирования работы, связанной с реализацией продукции;
  • Вступление России в ВТО.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Техническое регулирование – это правовое регулирование разработки, принятия и применения обязательных требований к товарам, производственным процессам, эксплуатации, транспортировке и т.д.

Основными направлениями деятельности по техническому регулированию являются:

  • Стандартизация и метрология;
  • Технические регламенты;
  • Подтверждение соответствия.

Понятие и содержание технических регламентов

Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные требования к продукции.

К целям использования технических регламентов относятся:

  • Защита жизни и здоровья населения, имущества как частного, так и государственного;
  • Охрана окружающей среды;
  • Предупреждение отрицательных действий.

Технические регламенты не принимаются в иных целях.

Технический регламент должен включать:

  • Полный перечень товаров и процессов производства по отношению к которым устанавливаются требования настоящего ТР;
  • Правила идентификации объектов технического регулирования;
  • Все необходимые требования, которые обеспечивают безопасность товаров и производственных процессов.

Требования, не включенные в ТР, но регламентированные другими документами, носят только рекомендательный характер.

Читайте также  Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

В технических регламентах могут содержаться и специальные требования к товарам, которые позволяют обеспечить защиту определенных категорий граждан, к примеру, беременных женщин, инвалидов.

Технические регламенты также устанавливают минимальные необходимые требования к ветеринарно-санитарным и фитосанитарным показателям для продукции, ввозимой из-за рубежа.

Принятие технического регламента осуществляется федеральным законом. О разработке технического регламента в издании федерального органа по техническому регулированию должно быть опубликовано соответствующее уведомление. С момента его издания проект ТР должен находится в открытом доступе для всех заинтересованных лиц. Основой разработки ТР могут служить частично или полностью национальные и международные стандарты.

Учитывая полученные замечания, разработчики дорабатывают проект ТР, а затем организуют его публичное обсуждение.

Технические регламенты делятся на два вида:

  1. Общие ТР;
  2. Специальные ТР.

Требования общих ТР обязательны к применению и соблюдению в отношении всех видов продукции и производственных процессов.

Общие ТР относятся к вопросам:

  • Безопасности эксплуатации зданий, сооружений и прилегающих территорий;
  • Пожарной безопасности;
  • Электромагнитной безопасности;
  • Радиационной и ядерной безопасности;
  • Экологической безопасности;
  • Биологической безопасности.

В специальных ТР прописаны требования к технологическим и иным особенностям отдельных товаров и процессов производства.

Специальные ТР применяются в отношении только отдельных видов продукции и процессов производства, уровень риска нанесения вреда которыми выше уровня риска нанесения вреда, учтенного в общем ТР.

Контроль исполнения требований ТР

Государственными органами, контролирующими исполнение технических регламентов, являются федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ, различные государственные учреждения, которые имеют право проводит контроль. Должностные лица перечисленных органов осуществляют государственный контроль РФ.

К объектам государственного контроля относится продукция, производственные процессы, эксплуатация, условия хранения, характер перевозов, реализации и утилизации продукции.

Предмет контроля – это соблюдение требований ТР к данной продукции и т.п.

Государственный контроль продукции проводится только на этапе ее обращения.

Контролирующие органы вправе:

  • Требовать предъявления продавцом декларации о соответствии или же сертификата соответствия, которые могут подтвердить соответствие товаров требованиям ТР;
  • Выдавать предписания на устранение выявленных нарушений;
  • Принимать обоснованные решения о запрете реализации товаров и приостановлении их производства в случаях, когда невозможно устранить выявленные нарушения требований ТР другими способами;
  • Приостанавливать действие сертификата соответствия или декларации и соответствии;
  • Привлекать продавца к ответственности, предусмотренной законом РФ.
Читайте также  Общий метод регулирования в МЧП

Во всех случаях субъекты ответственности – это производитель, поставщик и продавец. Если нарушаются требования к продукции, то имеет место гражданско-правовая ответственность, которую определяет не само нарушение, а его последствия. Например, причинение вреда здоровью и жизни людей. Реализация ответственности проводится посредством возмещения всех убытков, а также взыскания неустойки. В некоторых случаях за нарушение требований ТР к товарам наступает уголовная ответственность. Такими случаями являются производство и обращение продукции, которая не отвечает требованиям безопасности.

Источник: https://spravochnick.ru/standartizaciya/vidy_tehnicheskih_reglamentov/

Глава 2. Техническое регулирование и технические регламенты (ред. №8)

Пронкин Н.С. Метрология, стандартизация и сертификация в атомной отрасли

_______________________________________________

Техническийрегламент– основа свободного

обращенияпродукции на рынке.

Техническоерегулирование– надзор и контроль соблюдения

требованийтехнических регламентов, предусматривающих

обратнуюсвязь производителя с потребителем

2.1. Необходимость введения в России нового технического законодательства

Федеральный закон«О техническомрегулировании»вступил в силу 1 июля 2003 года [1,2]. С этогомомента утратили силу Федеральныезаконы «О стандартизации» (1993 г.) и «Осертификации продукции и услуг» (1993г.), а также ряд других законодательныхактов.

В настоящее времяфедеральным органом по техническомурегулированию является Федеральноеагентство по техническому регулированиюи метрологии Министерства промышленностии торговли Российской Федерации –Росстандарт1.

Каковы же предпосылкиили в чем необходимость появленияФедерального закона «О техническомрегулировании» (далее по тексту –Федеральный закон), который значительноизменяет и реформирует существующую встране систему взаимоотношений междупотребителем и производителем и изменяетсистему и статус документации,регламентирующей эти взаимоотношения?Отметим три основных момента.

Во первых,как уже упоминалось ранее, развивающаясяв нашей стране рыночная экономика,требует сближения российскогозаконодательства с аналогичнымзаконодательством ведущих зарубежныхстран и гармонизации экономическихзаконов нашей страны с экономическимизаконами зарубежных партнеров и преждевсего ЕС и США. Это позволяет снять рядторговых барьеров при осуществленииэкспортно-импортных операций с торговымипартнерами в других странах, особеннов составе ВТО (прил.3).

Читайте также  Основные формы государственного регулирования

Второе обстоятельствосвязано с внутренними причинами иобусловлено многочисленным наборомобязательных требований, содержащихсяв государственных стандартах,санитарно-гигиенических и строительныхнормах и правилах, ряде НД общенациональногои отраслевого характера. Обилие и поройпротиворечивость требований, содержащихсяв этих документах, относящихся часто кодним и тем же вопросам, и требующихконтроля (надзора) по этим вопросам,ограничивают и затрудняют деятельностьпредпринимателей.

Вместе с тем, положенияКонституции РФ позволяют ограничиватьпредпринимательскую деятельностьисключительнофедеральными законами и только вотношении конкретного круга защищаемыхКонституцией положений.

Положения, которые защищает КонституцияРФ должно обеспечивать государство –и это, прежде всего, отношение к здоровьюи безопасности людей, животных и растений(окружающей среды обитания человека иживотных). Поэтому Федеральный закондолжен заменить принятую в странесистему управления производством икачеством продукции системой управлениябезопасностью и качества конечнойпродукции.

Введение жесткой ответственностиза качество и безопасность продукциина рынке, вплоть до отзыва товара срынка, должно компенсировать существовавшееранее избыточное государственноерегулирование процесса производствапродукции.

В-третьих– одним из основных положений концепциио техническом регулировании в современныхусловиях – является свободавыбора технических требований кпродукции,работам и услугам, которые, прежде всего,должны удовлетворять требованиям покачеству и безопасности. Таким образом,наряду с обязательными требованиями,определяющими в основном безопасностьпродукции, выбор остальных требованийдолжен осуществляться преимущественнона добровольной основе.

Примечание.Указанные выше причины являлись основнымидля хронического отставания приформировании перспективного и устойчивогорынка товаров и услуг в СССР. Кроме того,существовали и ряд других причин,носивших в основном политическийхарактер.

Это, прежде всего, попыткасоздания независимой промышленности,которая в случае военных конфликтовбыла бы в состоянии производить весьнабор товаров и сельскохозяйственныхпродуктов собственными силами и, такимобразом не зависеть от других стран.

Подобная политика, не участия в мировойкооперации, приводила к задержке всоздании высококачественной продукциии в конечном итоге к отставанию страныпо созданию и широкому применению рядапередовых технологий. Кроме того,существовавшая конфронтация политическихсистем привела к запрету на поставку вСССР из США и стран Европы высокотехнологичнойпродукции и передовых технологий.

Источник: https://studfile.net/preview/6284894/