Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок

Международная железнодорожная перевозка грузов

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок

Международная железнодорожная перевозка грузов и пассажиров представляет собой перевозку грузов, пассажиров, а так же багажа железнодорожным транспортом с использованием транспортных сообщений двух и более стран. Железнодорожный транспорт имеет ряд положительных факторов: перевозка крупногабаритных грузов и в больших объемах; перевозка таких грузов на дальние расстояния; высокая грузоподъемность транспорта; перевозка особых, специфичных и специальных грузов.

Еще одним из неоспоримых преимуществ железнодорожной перевозки является его сравнительная дешевизна, обусловленная низкой трудоемкостью, отсутствием востребованности в дорогом жидком топливе, прочность и долговечность такого транспорта. Наиболее существенным недостатком железнодорожных перевозок является его ограниченность, вытекающая из привязанности такого транспорта к непосредственно железнодорожной сети, а так же довольно таки высокая себестоимость погрузочно-разгрузочных операций, а так же самих станций.

В большинстве своем железнодорожные перевозки используются для транспортировки на большие расстояния значительных объемов грузов, такие перевозки  эффективны на территориях с развитой структурой железных дорог.

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов: — Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК) — Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии  и Северной Африки. Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении.

Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов: — большой скорости 40 километров в сутки; — малой скорости 300 километров в сутки. КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза.

Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии: — Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке. — Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.

Схема и документальное оформление международной железнодорожной перевозки

Осуществление внешнеторговых перевозок грузов железнодорожным транспортов в РФ осуществляется Российскими железными дорогами (РЖД). При осуществлении перевозок грузов как на экспорт, так и по импортным контрактам российские компании взаимодействуют  с подразделениями РЖД. Рассмотрим схему такого  взаимодействия на примере поставки российской компании экспортером груза на условиях CFR, с российской железнодорожной станции. — Отправка российской компанией экспортером извещения импортеру о готовности товара к отгрузке.

— В свою очередь импортер направляет в адрес российского экспортера инструкцию по отправке, а так же инструкцию о распределении документов. — Российская компания экспортер оформляет договор на перевозку груза с РЖД, через его подразделение Технологический центр подготовки документов (ТехПД). — После чего экспортер передает заявку на заказ вагонов непосредственно на станцию, с которой будет отправляться груз, одновременно согласовываются план подачи вагонов и дата их отгрузки.

— Со стороны железнодорожной станции оформляются и передаются экспортеру счета на оплату установленных услуг, а так же на оплату железнодорожного тарифа. — После оплаты указанных платежей экспортер готовит комплект сопроводительных документов на груз и передает их перевозчику. В данном случае такими документами могут быть: сертификаты, упаковочный лист, 4-ый лист ГТД. — По результатам отгрузки товаров экспортер отправляет в адрес импортера извещение об отгрузке.

— Прибыв на станцию назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз, а так же уведомление о прибытии груза вместе с самим грузом.

Комплект сопроводительных документов, оформляемых компанией экспортером, содержит пять листов, а именно: — оригинал накладной, следует до станции назначения вместе с грузом, где передается импортеру непосредственно с  грузом и упаковочным листом; — дорожная ведомость, следует вместе с грузом до пункта назначения, при прибытии груза передается станции назначения; — дубликат накладной, после оформления договора перевозки передается отправителю; — лист выдачи груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии остается на дороге назначения; — лист уведомления о прибытии груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии  передается импортеру непосредственно с грузом и оригиналом накладной. Железнодорожная накладная представляет собой документальное подтверждение заключения договора перевозки, участниками которого выступают отправитель груза и администрация железной дороги. Для международных перевозок грузов железнодорожным транспортом используются формы накладных, утвержденные конвенциями МГК и СМГС непосредственно по грузовым перевозкам. При оформлении железнодорожной накладной текст печатается на утвержденных стандартных бланках, как правило, на двух языках. Оформление накладной производится отправителем груза либо его экспедитором. Оригинал железнодорожной накладной и ее дубликат скрепляются печатью перевозчика, что является подтверждением заключения договора перевозки. После простановки печати перевозчиком, дубликат накладной остается у грузоотправителя, оригинал накладной следует с грузом, вместе с остальными товаросопроводительными документами. Порядок расчетов согласовывается сторонами, существуют следующие схемы взаиморасчетов: — полная 100%-ная оплата авансом; — исходя из подекадных плановых платежей;

Читайте также  Техническое регулирование и технические регламенты

— взаиморасчетами.

Международные железнодорожные перевозки грузов — правовое регулирование, соглашение, конвенция, срок исковой давности

Сегодня достаточно часто осуществляется транспортировка между различными государствами железнодорожным транспортом.

Но важно помнить о том, что подобные перевозки связаны с большим количеством самых разных нюансов. В первую очередь это касается именно оформления документов, а также иных.

В силу большой площади протяженности Российской Федерации железнодорожный транспорт является одним из самых развитых. При этом перевозки осуществляются не только лишь внутри страны, но также и за её пределы. Как в государства, с которыми непосредственная граница, так и в иные.

Соглашение о международных железнодорожных перевозках заключено со странами Таможенного союза, а также другими.

На данный момент непосредственно из Российской Федерации можно без затруднений отправить грузы в следующие страны в железнодорожном вагоне:

  • Республика Абхазия;
  • Южная Осетия;
  • Литва;
  • Польша;
  • Беларусь;
  • Эстония;
  • Казахстан.

Какие-либо особенности, затруднения при пересечении границ с данными государствами и границами грузов в них полностью отсутствуют. Гораздо сложнее обстоят дела со странами-участницами НАТО. На 2020 год Российская Федерация граничит с 14-ю такими субъектами.

Все транспортировки осуществляются в соответствии с конвенцией о международных железнодорожных перевозках.

Сегодня на территории РФ работает большое количество самых разных транспортных компаний, который за определенную плату легко смогут организовать транспортировку груза в любую страну. При этом большая часть таких компаний предлагает именно целый комплекс услуг сразу.

Именно поэтому какие-либо сложности с процессом оформления документов, иными попросту будут отсутствовать. Все хлопоты возьмут на себя специалисты транспортной компании.

Какие грузы преобладают

Железнодорожные перевозки позволяют обеспечить транспортировку фактически любого груза, в не зависимости от его типа, разновидности. На данный момент Российская Федерация является одним из лидеров в сфере транспортировки углеводородов.

Потому чаще всего осуществляется вывоз за рубеж грузов следующих типов:

  • каменный угол;
  • нефтепродукты;
  • нефть;
  • строительные материалы;
  • руда различных металлов:
  • алмазы.

В перечень регионов, которые являются самыми крупными поставщиками грузов этого вида, входят:

  • Челябинск;
  • Кемерово;
  • Свердловск;
  • Иркутск.

Несколько меньшую, но все же существенную долю железнодорожных перевозок составляют также различные продукты, сельскохозяйственные удобрения, иное.

Многие сопредельные страны осуществляют поставку в РФ различных продуктов питания. Это касается яблок и сыров из Эстонии, всевозможных цитрусовых из Абхазии и много чего другого.

Существует большое количество самых разных нюансов, связанных с процессом транспортировки рассматриваемого типа продуктов. Имеются особые регламенты, которые необходимо в обязательном порядке соблюдать при перевозке.

Международные стандарты

В международном законодательстве устанавливаются особые стандарты требований к перевозкам железнодорожным транспортом. При этом основополагающим документом являются именно сформулированные в Берне (Швейцария) правила.

Составлены они были в далеком 1980 году. При этом СССР не ратифицировал данный международный документ, именно поэтому какие-либо его установки РФ, как приемник, имеет полное право игнорировать.

Именно по этой причине зачастую при провозе грузов возникают сложности. В первую очередь это касается именно стандартов документации, которые требуется соблюдать.

Именно поэтому основополагающим документом, на который следует ориентироваться в первую очередь, является именно СМГС.

Данное международное грузовое соглашение действует между следующими странами:

  • Китай;
  • Монголия;
  • Вьетнам;
  • Северная Корея;
  • страны ближнего востока:
  • Европейские государства:
    • Польша;
    • Литва;
    • Болгария;
    • Эстония.

Существуют определенные разногласия между странами-участницами СМГС и принявшими участие в составлении Бернского соглашения.

Именно с этим связана необходимость осуществлять переоформление документации при провозе груза через несколько стран одновременно. Обычно на себя подобные хлопоты берет экспедитор, который занимается сопровождением груза.

Международные стандарты транспортировок регламентируют следующие моменты:

  • классификацию грузов по их опасности;
  • правила упаковки, транспортировки;
  • стандарты оформления документации.

Сотрудники компаний, которые занимаются такого рода транспортировками, в обязательном порядке знакомы со всеми нормами Бернских договоренностей, а также СМГС.

Существует множество особенностей переоформления документов. В некоторых случаях правила расходятся достаточно существенно.

По возможности клиенту также стоит ознакомиться со всеми особенностями подобного рода документов, регламентирующих стандарты транспортировки. Это позволит избежать множества затруднений при организации.

Сопровождающие документы

Грузы, которые направляются за пределы Российской Федерации, в обязательном порядке проходят таможенный контроль.

Читайте также  Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

В первую очередь работники данного контролирующего учреждения обращают внимание на перечень документов, который обязательно должен сопровождать груз.

В базовый перечень таковых документов входит следующее:

  • торговый договор или же соглашение о доставке груза;
  • товарно-транспортные документы (накладная, коносамент);
  • документальное обоснование заявления кода товара;
  • документы, которые подтверждают факт оплаты таможенных пошлин;
  • платежные поручения – рублевые или же иные;
  • паспорт сделки или же иной документ – подтверждающий стоимость товара;
  • документ, который подтверждает соблюдение различного рода запретов, а также мер тарифного регулирования;
  • доверенность на лицо – если осуществляется представление интересов организации в каких-либо таможенных органах;
  • полный пакет документов, содержащий информацию о компании.

В случае осуществления импорта помимо указанных выше к грузу необходимо будет приложить также следующие:

  • декларация на экспорт;
  • сертификаты установленных образцов;
  • прайс-листы.

При экспорте необходимо будет наличие других дополнительных документов:

  • счет-фактура;
  • контракт на закупку;
  • CMR;
  • Смета стоимости груза;
  • техническая сопроводительная документация.

Важно помнить о достаточно серьезной ответственности за нарушение правил перевозки грузов. В частности это касается документального оформления.

Если по какой-то причине неверно указаны данные о грузе, информация представлена ложная, то потребуется осуществить переоформление документации. Что приведет к потере времени.

В некоторых случаях подобное попросту не является допустимым. Например, когда осуществляется транспортировка быстро портящихся грузов.

Прохождение таможенного контроля

Процесс таможенного контроля на границе Российской Федерации с другими государствами включает в себя следующие основные этапы:

  • составление, регистрация и выпуск декларации на товары;
  • проведение проверки кода ТН ВЭД, соблюдение правил не тарифицированного регулирования;
  • проверка правильности заявленной таможенной стоимости;
  • таможенные платежи;
  • валютный контроль.

Составление декларации на товары в обязательном порядке должна осуществляться только на основании полностью достоверных, точных данных.

В противном случае велика вероятность возникновения сложностей. В первую очередь это касается наложения административного наказания.

Он полагается как должностному лицу, так и организации. В некоторых случаях в качестве наказания обозначается лишение права заниматься определенным родом деятельности.

Проверка правил нетарифного регулирования, правильности указания кодов выполняется специальным отделом таможенной службы.

Если в ходе проверки будут выявлены какие-либо неточности, то вносятся соответствующие правки в сопроводительные документы.

Тарифное регулирование позволяет избежать нарушения налогового законодательства как в РФ, так и в других странах.

Проверка верности указания таможенной стоимости – ещё один важный момент. Так как именно от этого показания зависит величина таможенной пошлины. Многие клиенты желают снизить расходы на транспортировку и указывают неверную стоимость.

Важно помнить, что таможенные органы пристально рассматривают этот момент. В случае обнаружения несовпадения стоимости в документах и реальной будут внесены правки, оформляется штраф.

Таможенные платежи – различного рода пошлины. Обязательства по их уплате возникают сразу же после пересечения границы сопредельного государства.

Данный платеж является основанием для выпуска товара, а также соблюдения всех мер тарифного регулирования, уплата таможенных взносов.

Цены

Ценовая политика на транспортные услуги различного в различные государства напрямую зависит от большого количества самых разных факторов.

Решающим является именно расстояние между место отправки и назначения. Также сказывается количество границ, пересечение которых будет иметь место.

Сегодня наиболее выгодные условия предлагают следующие компании:

Компания Пункт отправки-пункт назначения Тип вагона Цена, руб.
«Kraft Trans» Москва-Казахстан Крытый 273 407
«Major Social» Москва-Беларусь Полувагон 358 234
«Profile Euro» Москва-Украина Платформа 382 211
«ШЕРЛ» Москва-Франция Крытый 418 123
«Терминал Северный» Москва-Германия Полувагон 812 036

Особенности и преимущества международной ЖД транспортировки

К основным достоинствам, особенностям перевозок железнодорожного характера можно отнести следующее:

  • безопасность;
  • низкая цена по сравнению с транспортировкой на самолете;
  • отсутствие сложностей с погрузкой;
  • множество вариантов вагонов;
  • перечень запрещенных к перевозке грузов меньше;
  • относительная простота составления документов.

Фактически единственной негативной особенностью можно назвать лишь длительность перевозки. Но лишь в сравнении с авиационным транспортом.

Срок исковой давности

Сроки исковой давности при осуществлении международных железнодорожных перевозок зависят от страны, в которой осуществляется подача иска. Например, на территории Российской Федерации устанавливается этот момент ст. №195 ГК РФ.

Существуют некоторые особенности определения данного срока. В первую очередь в зависимости от договора, который был заключен между сторонами.

Международные железнодорожные перевозки имеют большое количество самых разных особенностей. Стоит со всеми ними ознакомиться заблаговременно.

Так можно будет избежать множества различных затруднений, а также штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

: Из Китая в Россию открыт новый грузовой железнодорожный маршрут

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://provodim24.ru/mezhdunarodnye-zheleznodorozhnye-perevozki-gruzov.html

Международные железнодорожные перевозки: понятие, разновидности, правовое регулирование

Определение 1

Железнодорожные международные перевозки – это перевозки груза и пассажиров между несколькими государствами на условиях, которые регламентируются международной железнодорожной конвенцией.

Читайте также  Общий метод регулирования в МЧП

Железнодорожные перевозки в случае, если отсутствует международное транспортное соглашение носят национально-правовой характер. Данные перевозки должны быть оформлены посредством нескольких договоров: следования до пограничных станций – в соответствии с законами государства, из которого состав отправляется, а после пересечения границы – в соответствии с национальным законодательством иностранных государств.

Применение законодательства при железнодорожных перевозках

Общепризнанным положением является то, что в случае наличия железнодорожной конвенции, применять железнодорожное законодательство можно только в случае отсылок к нему в конвенции или по вопросам, которые не урегулированы в конвенции.

Особенностью коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения является то, что совмещаются действия нескольких коллизионных начал. Распространенным явлением также можно назвать трансформацию общих коллизионных привязок в специальные (законы дорог отправления, следования, транзита, назначения).

Правовым регулированием предполагается, что возможна автономия воли в случае выбора применимого права и юрисдикции.

Существует множество разновидностей международных железнодорожных перевозок:

  1. прямые международные сообщения;
  2. непрямые или ломаные сообщения;
  3. соседские перевозки;
  4. транзит;
  5. сквозные перевозки;
  6. бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки;
  7. перевозки грузов с переотправкой.

Конвенции о железнодорожных перевозках

Замечание 1

Заключение многосторонних международных соглашений относительно железнодорожных перевозок может быть осуществлено только на региональном уровне. В Европейских странах на сегодняшний день действуют Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках грузов от 1890 (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа от 1923 года (СИВ). Для развития Бернской конвенции 1890 года подписали конвенцию о международной торговле от 1914 года. Данная транспортная конвенция разработана в качестве свода основных правил перевозки для железных дорог Европы.

Конвенции были неоднократно пересмотрены: 1966 году приняли Дополнительное соглашение к СИВ, а в 1970 году – к СИМ. В 1980 году созвали специальную конференцию по пересмотру Бернских конвенций, которая была завершена принятием КОТИФ – Соглашения о международных железнодорожных перевозках (1980), которое содержало объединенный текст СИМ и СИВ.

Как Приложение к КОТИФ разработали Международную пассажирскую конвенцию (Приложение А – Единые правила МПК) и Международную грузовую конвенцию (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК также приняли специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения.

В рамках КОТИФ также создали Бернскую организацию международного железнодорожного транспорта.

Основной целью КОТИФ является возможность создания единой правовой системы, которые может быть применима как к перевозкам багажа, так и пассажиров и грузов в прямом международном сообщении; данная система правовых норм может быть применена для международных перевозок смешанного сообщения, в которых используется железнодорожный, речной или морской транспорт. Нормы МПК и МГК носят диспозитивный характер – присутствует возможность изменять условия перевозок при помощи отдельного двустороннего соглашения и нормы национального закона. В КОТИФ существует большое количество специальных коллизионных привязок (закон дороги отправления, следования и назначения груза).

Замечание 2

Также предусматривается возможность автономии воли сторон. Общая коллизионная норма – lex fori, т.е. применение национального права страны, в которой управомоченное лицо осуществляет свое требование, включая положения и его коллизионного права (допускается обратная отсылка и отсылка к праву третьих стран).

В приложение к КОТИФ также разработали проект Единых правил договоров о том, как может быть использована инфраструктура железных дорог.

Инфраструктура может быть определена в качестве железных путей и устройств, которые с ними неразрывно связаны, необходимые для обеспечения безопасности во время осуществления перевозок по железнодорожным сообщениям.

В проекте определили основные условия данных договоров; большая часть правил в данных договорах уделяется тому, какая взаимная ответственность существует между участниками – железными дорогами и организациями, которые эксплуатируют инфраструктуру. Предусматривается установление исковой давности в 3 года.

В КОТИФ принимают участие не только страны Европы, но также и некоторые государства Азии и Африки.

Смгс и смпс

Замечание 3

Помимо КОТИФ Российская Федерация принимает участие в большом количестве многосторонних международных региональных соглашениям, которые касаются международных жд перевозок: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) (1951) (действуют в редакции 1992 и 1997 гг.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия Смгс и смпс – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

В Смгс и смпс содержатся императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Не являются действительными все международные соглашения, которые отступают от правил, указанных в Смгс и смпс.

Виды специальных коллизионных привязок: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Устанавливается запрет на выбор применимого права и других коллизионных привязок.

Применять национальные законы можно исключительно в вопросах, которые не урегулированы соглашениями. Среди участников Смгс и смпс действительно соглашение о международном прямом и смешанном железнодорожном сообщении.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/mezhdunarodnye-zheleznodorozhnye-perevozki/