Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Регулирование аудиторской деятельности

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;
  • аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:

  • издание нормативных актов в пределах своей компетенции;
  • организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;
  • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;
  • осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;
  • ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;
  • осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

Профессиональное аудиторское объединение

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

  • участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
  • разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями учебные программы, планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  • проводить проверки качества работы своих членов самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа;
  • применять меры по итогам проверок;
  • обращаться в уполномоченный федеральный орган с ходатайством в отношении своих членов а) о наложении взыскания за несоблюдение законодательства; б) о выдаче претендентам, приостановлении действия, аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов; в) о выдаче, приостановлении действия, аннулировании лицензии;
  • обращаться с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
  • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных органах;
  • разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим услугам;
  • представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
  • осуществлять иные функции.

Профессиональные аудиторские организации должны:

  • получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе;
  • установить обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности;
  • определить требования к профессиональной этике;
  • осуществлять систематический контроль за соблюдением профессиональных и этических норм.

В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В перспективе предполагается передать аккредитованным аудиторским объединениям широкие полномочия по организации и осуществлению внешнего контроля качества аудита в отношении аудиторских организаций и аудиторов. Предлагается, что каждая аудиторская организация, аудитор обязаны будут планово проходить внешний контроль качества работы не реже чем один раз в два, три года.

Регулирование аудиторской деятельности в РФ

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней и в общем виде представлена в табл. 1.2.

Читайте также  Правовое регулирование ценообразования

Таблица 1.2. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровень реагирования Виды правовых актов Область регулирования Степень разработанности/ обязательность применения
I Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ Закон вступип в силу / обязателен для всех участников АД
Законодательные акты РФ Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др. Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД
II Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ) Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др.Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ01) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер
III Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д. Имеются / обязательны для всех участников АД
Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников
IV Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО
Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения; Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д.Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) Разработано 38 ПСАД / в настоящее время для применения необязательны, так как не являются нормативными документами. 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по АД
Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) Разработано 10 методик / носят рекомендательный характер
Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями

Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 1.3

Как следует из приведенной таблицы, саморегулируемые организации аудиторов представляют собой наиболее многочисленную (но количеству вовлеченных участников) группу.

Согласно Закону 307-ФЭ саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:

  • объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации:
  • наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов:
  • обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Читайте также  Общий метод регулирования в международном частном праве

Таблица 1.3. Регуляторы аудиторской деятельности в РФ

Орган Выполняемые функции Правовая база
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфин РФ
  • выработка государственной политики 8 сфере аудиторской деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Федеральным законом № 307-ФЗ;
  • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;
  • иные функции, предусмотренные Федеральным законом
Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15);

Источник: http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/regulirovanie-audita.html

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Сегодня аудиторская деятельность в России организована с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но, в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования все еще находится в стадии своего развития.

[3]

Первый уровень составляет Федеральный закон №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», пришедший на смену Закону «119-ФЗ», он является одним из основных законодательных актов, определяющим основные аспекты организации аудиторской деятельности в России, регулируя ее правовые основы.

Данный документ содержит 23 статьи, в которых отражены основные аспекты аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг. В законе определены понятия аудитора и аудиторской организации, закреплены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц [3].

Также даются определение обязательного аудита и критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.

Особое место в законе занимает статья, посвященная независимости аудиторов, рассматриваемая в контексте основополагающих принципов аудиторской деятельности, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, декларируемых в Кодексе этики профессиональных аудиторов. Также определены вопросы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы их аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.

Отдельные статьи Федерального закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, условий их формирования и ротации.

В отличие от утратившего силу ФЗ №119, действующий Закон вводит понятие «саморегулируемой организации аудиторов», определяет порядок их создания и приобретения статуса, а также требования к ее составу, порядку членства в ней и правил осуществления внешнего контроля качества работы ее членов на основе принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов.

Отдельно в Законе отражается порядок ответственности за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с Федеральным законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.

Второй уровень включает законодательные и подзаконные нормативные акты и федеральные стандарты аудиторской деятельности. Данные документы определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности и являются обязательными для исполнения субъектами рынка. К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Важнейшим документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

[2]

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов. Основное их назначение — определение требований к аудиторским процедурам, дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов [3].

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. В этой области разработаны стандарты по проведению аудита коммерческих банков, методические указания по аудиту материально-производственных запасов, налога на прибыль, также министерствами был принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.

Читайте также  Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе действующих стандартов и существующей практики аудита. и форма таких документов являются прерогативой каждой аудиторской компании, они определяют престиж и качество ее работы.

Требования стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемой аудиторской организации, членами которого они являются.

Внутренние стандарты носят обязательный характер, что подтверждается требованиями системы внешнего контроля аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Виды и наиме­нования норма­тивных доку­ментов

Область регули­рования и ис­пользования

Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельно­сти» от 30.12.2008 № 307-ФЗ

Определяет ме­сто, цель и задачи аудита в финан­сово-экономиче­ской системе

Федеральные правила (стан­дарты) аудитор­ской деятельно­сти

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обя­зательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (раз­работано и утвер­ждено 33 правила (стандарта). Намечено разра­ботать 6—8 феде­ральных стан­дартов в течение 2009-2010 г.

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Разработаны в соответствии с федеральным законодательст­вом нормативные документы в об­ласти аттестации и лицензирования аудиторской дея­тельности и др.

Читайте так же:  Обеспечение исполнения обязательств в гражданском праве

Внутренние пра­вила (стандарты) саморегулиру­емых аудитор­ских организа­ций

Регулирование специфических вопросов ауди­торской деятель­ности на уровне саморегулируе­мых аудиторских организаций

Разрабатываются саморегулируе­мыми аудитор­скими организа­циями

Нормативные документы министерств и федеральных

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страхо­вой, инвестици­онных институ­тов, банковский

Министерствами и федеральными службами принят и разрабатыва­ется ряд доку­ментов по видам аудита

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении обязательного

аудита и сопут­ствующих аудиту и прочих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами

Уровень I включает в себя Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ, который является одним из основ­ных законодательных актов и определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие Закона позволяет считать, что станов­ление аудита в России состоялось.

К документам уровня II, регулирующим аудиторскую дея­тельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской дея­тельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются и федеральные стандарты. В настоящее время разработано и утверждено 33 федеральных стандарта.

Уровень III системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стан­дартами саморегулируемых аудиторских организаций. Основное назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. К уровню III относятся нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бух­галтерского учета, хозяйственного права и др.

Уровень IV включает в себя внутренние (внутрифир­менные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельно­сти, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

5.Нормативно — правовое регулирование аудиторской деятельности в россии

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

• К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

Источник: https://artansk.ru/normativnoe-regulirovanie-auditorskoj-deyatelnosti-v-rf/