Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

6. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Место законодательства во внешнеэкономической деятельности в системе права Республики Беларусь

Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

  • Источники правового регулирования ВЭД
    • Нормативные правовые акты – Закон о Внешнеторговой Деятельности от 25 ноября 2004 №347з; Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»; Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».
    • Международное право Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров
    • Правовой обычай
    • Внутригосударственное право

МестоВЭД в системе законодательства РБвопрос дискуссионный. Определеннойпозиции по данному вопросу до сих порнет. На данный момент, выделить отдельнуюотрасль невозможно, так как ВЭД охватываетабсолютно различные общественныеотношения, не являющиеся однородными.

7. Понятие, цели, задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственноерегулирование ВЭД – совокупность мер,принимаемых государством и призванныхсовершенствовать ВЭД в интересахнациональной экономики, защищать от«чрезмерной» внешней конкуренции.

Целии задачи Государственного регулированияВЭД схожи с правовым регулированиемВЭД. Это обусловлено тем, что правовоерегулирование ВЭД является основныминструментом Государственногорегулирования ВЭД.

Основнаяцель– эффективное участие в международномразделении труда на основе использованияконкурентных преимуществ страны дляповышения уровня и качества жизнинаселения посредством реализациинаучно-технического прогресса, динамичногоразвития экономики и социальной сферыпри сохранении воспроизводственногопотенциала природного комплекса страныв интересах нынешнего и будущих поколений.

Задачи:

·создать политические, экономические иправовые условия для закрепления позицийбелорусских товаропроизводителей наимеющихся и новых рынках сбыта;

·расширить торгово-экономические связис различными странами, региональнымисоюзами и международными экономическимиорганизациями;

·продолжить курс на либерализацию внешнейторговли при условии обеспеченияэкономической безопасности и защитысоциально-эколого-экономическихинтересов страны во внешнеэкономическойдеятельности;

·проводить в рамках общепринятых процедурполитику разумного протекционизма вотношении отечественных товаропроизводителейпри сохранении адекватной конкурентнойсреды;

·обеспечить реализацию конкурентныхпреимуществ страны при осуществлениивнешней торговли;

8. Методы и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Статья4.Основные принципы государственногорегулирования внешнеторговой деятельности

Государственноерегулирование внешнеторговой деятельностив Республике Беларусь осуществляетсяс учетом следующих основных принципов:

реализациивнешнеторговой политики как составнойчасти единой внешней политики РеспубликиБеларусь;

обеспечениянациональной безопасности РеспубликиБеларусь, в том числе в экономическойсфере;

единстватаможенной территории РеспубликиБеларусь;

приоритетаэкономических мер государственногорегулирования внешнеторговой деятельности;

невмешательствав частные дела при осуществлениивнешнеторговой деятельности, заисключением случаев, когда такоевмешательство осуществляется наосновании правовых норм в интересахнациональной безопасности, общественногопорядка, охраны здоровья населения,защиты нравственности, прав и свободдругих лиц;

обеспечениявыполнения обязательств, принятыхРеспубликой Беларусь по международнымдоговорам, и реализации прав, возникающихиз международных договоров РеспубликиБеларусь;

примененияв отношении другого государства (группыгосударств) мер государственногорегулирования внешнеторговой деятельностис учетом взаимности;

выборамер государственного регулированиявнешнеторговой деятельности, являющихсяне более обременительными для ееучастников, чем это необходимо дляобеспечения эффективного достиженияцелей, преследуемых данными мерами;

обоснованностии объективности применения мергосударственного регулированиявнешнеторговой деятельности;

гарантированияправа на судебную защиту прав, свободи законных интересов участниковвнешнеторговой деятельности;

гласностив применении мер государственногорегулирования внешнеторговойдеятельности.ст.4, Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N347-З «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности»

Государственноерегулирование внешнеторговой деятельностиосуществляется посредством:

таможенно-тарифногорегулирования;

нетарифногорегулирования;

запретови ограничений внешней торговли услугамии объектами интеллектуальной собственности;

мерэкономического и административногохарактера, содействующих развитиювнешнеторговой деятельности,предусмотренных главой7настоящего Закона.ст.7, Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N347-З «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности»

Источник: https://studfile.net/preview/5270327/page:2/

Понятие и процедура правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Первое десятилетие двадцать первого столетия характеризуется более чем активной интеграцией российской экономики непосредственно в международные экономические связи. В подобных условиях правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предполагает понимание не просто ее юридического, но также и практического значения. Точное знание актуальных принципов и норм правового регулирования ВЭД, использование их во время заключения сделок и подписания договоров с зарубежными контрагентами помогает грамотному, а также успешному достижению отличных результатов ВЭД.

Термин «внешнеэкономическая деятельность» можно найти в ФЗ от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Там указано, что к внешнеэкономической деятельности причисляется инвестиционная, внешнеторговая, а также прочая деятельность, в том числе и производственная кооперация в сфере международного обмена товарами, работами, данным, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (либо правами на них).

Замечание 1

Из всех данных сфер практически больший объем ВЭД относится именно к области внешней торговли.

Со временем новое определение внешнеторговой деятельности появилось в ФЗ от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Определение 1

В этом законе указано, что внешнеторговая деятельность – это такая деятельность, которая предполагает совершение сделок в сфере внешней торговли товарами, данными, услугами, интеллектуальной собственностью.

Определение 2

Так, под внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью понимают осуществление коммерческой (то есть предпринимательской) деятельности.

По словам А.А. Володина, хотя в данных законах точные формулировки не присутствуют, подобный вывод в этой ситуации весьма обоснованно следует из всестороннего анализа законов РФ, а также международных договоров, в которых Россия (в качестве преемницы СССР) участвует. Среди них следующие: Конвенция ООН касательно договоров международной купли-продажи товаров (1980 год), Конвенция УНИДРУА касательно международного финансового лизинга (1988 год) и прочее.

Определение 3

Получается, что внешнеторговая деятельность – это разновидность предпринимательской деятельности в сфере международного обмена, она регулируется непосредственно государством с помощью публичного права (административного, конституционного, финансового, таможенного и прочих областей права), а также ее участниками с помощью права частного (гражданского), в котором главная роль принадлежит договору.

Цель государственного регулирования внешнеторговой деятельности – это обеспечение положительных условий для ее проведения, а также защита политических и экономических интересов РФ, формирование положительных условий для отечественных импортеров, экспортеров, производителей, а также потребителей услуг и товаров.

Правовые источники в области ВЭД

Источниками правового регулирования внешнеторговой деятельности можно назвать:

  • Законодательную базу России.
  • Международные договоры нашей страны.
  • Обычаи делового оборота (или деловые обычаи).

В Конституции можно найти общие начала правового регулирования ВТД в РФ (к примеру, в статье 71 указано то, что внешнеэкономические отношения РФ находятся в непосредственном ведении Российской Федерации), при этом координация международных, а также внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров страны относятся к совместному ведению и РФ, и ее субъектов (согласно статье 72).

Читайте также  Техническое регулирование в таможенном союзе

В развитии конституционных норм РФ были утверждены законы, в которых регулируются внешнеторговые отношения. Основным среди них считается ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД». Именно он закрепляет базисы государственного регулирования ВТД, а также уточняет полномочия РФ и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности, занимается защитой политических и экономических интересов России в области внешнеэкономической деятельности.

Очень значимыми в качестве источников ВЭД правового характера являются такие ФЗ, как: №4-ФЗ «О координации внешнеэкономических и международных связей субъектов РФ» от 4 января 1999 года, некоторые законы, которые применялись раньше, но в недавнее время были дополнены и изменены из-за требований положений, а также нормативных актов ВТО – Закон о валютном регулировании; ФЗ № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами» от 19 июля 1998 года; № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года; № 165-ФЗ «Об особых защитных, компенсационных, а также антидемпинговых мерах при импорте товаров» от 18 декабря 2003 года; № 116-ФЗ «О специальных экономических зонах РФ» от 22 июля 2005 года и т.д.

Замечание 2

Некоторые аспекты ВТД регулируют следующие документы: НК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и проч.

Значимое место в правовой системе регулирования внешнеэкономической деятельности занимают постановления Правительства России, указы Президента России, нормативные правовые акты федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. Некоторые министерства страны способны издавать нормативные правовые акты, которые занимаются регулированием ВТД в конкретных сферах.

Базисом частноправового регулирования внешнеторговых отношений можно назвать ГК РФ, а также принятые в его развитие законы Федерации, которые определяют договорное право, основанное на началах юридического равенства, а также инициативы и имущественной самостоятельности участников.

Все сильнейшее значение придается международным правовым источникам правового регулирования внешнеэкономической деятельности, учитывая быстрое развитие международного обмена товарами, а также стремление к унификации принципов и правил международной экономической деятельности. В такой ситуации значимыми источниками выступают не просто международные договоры России, но также и общепризнанные принципы, а также нормы международного права.

Самая подробная регламентация правового режима отношений касательно торговли содержится в торговых договорах. Конкретно данные документы формируют правовую основу для целого комплекса торгово-экономических связей. Именно в договорах оговаривается правовой статус юридических и физических лиц одного государства на территории итого, устанавливаются определенные принципы отношений в торговле.

Замечание 3

Для РФ в качестве правопреемника СССР сохранили свое действие те международные договоры, которые заключались от имени СССР.

Согласно российской Конституции все общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры России считаются составным элементом ее правовой системы. В том случае, если международным договором определены прочие правила, нежели предусмотренные законом, то используются правила международного договора. Данное положение отображено в статье 7 ГК РФ. Эта практика подтверждается также российскими судами при рассмотрении определенных дел.

Читайте также  Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок

Многосторонние и двусторонние международные договоры

Международные договоры, которые выступают в качестве источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности, делятся на две группы: многосторонние и двусторонние.

Определение 4

Многосторонние международные договоры – это такие договоры, которые заключаются сразу целым рядом стран с целью создания универсального международно-правового режима отношений специально для предпринимателей тех стран, которые участвуют в данном договоре.

Как пример можно использовать Конвенцию ООН касательно договоров международной купли-продажи товаров (1980 год), а также Гаагскую конвенцию касательно права, применимого к международной купле-продаже движимых материальных предметов (1955 год), Конвенцию ООН касательно международных переводных и простых векселей (1988 год).

Большое число многосторонних соглашений заключались по разноплановым вопросам торгового мореплавания (к примеру, это Конвенция для объединения отдельных правил касательно столкновения судов, а также Конвенция для объединения отдельных правил касательно оказания помощи и спасения на море и проч.).

Были заключены международные многосторонние договоры, касающиеся перемещения различных грузов ж/д транспортом, автомобилями и проч.

Очень важны многосторонние конвенции, которые заключались между теми государствами, которые входят в состав СНГ (это Соглашение о порядке разрешения различных споров, связанных с осуществлением хоз. деятельности, заключенное в 1992 году; Соглашение о порядке транзита, заключенное в 1992 году; Конвенция о защите прав инвесторов от 1997 года и проч.).

Значимую роль при подготовке, а также принятии международных многосторонних договоров (их зачастую именуют конвенциями) играют следующие международные учреждения: Комиссия ООН по праву международной торговли, Международный институт унификации частного права, Всемирная организация интеллектуальной собственности и т.д.

Замечание 4

Значимым источником права, который занимается регулированием внешнеэкономических отношений, можно назвать договоры, которые заключаются непосредственно между двумя странами, то есть, по своей сути, двусторонние.

Данные договоры устанавливают общий режим, который применяется при торговле между РФ и определенным зарубежным государством (к примеру, это Соглашение о торговых отношениях между США и СССР (год подписания 1990); Соглашение между РФ и Украиной касательно свободной торговли (год подписания 1993); Соглашение между Болгарией и СССР касательно международного автомобильного сообщения). Такие соглашения заключались также с Польшей, Венгрией, Румынией и прочими государствами.

Обычаи делового оборота

Очень важную роль в правовом регулировании ВТД и, в частности, в торговом мореплавании, играют определенные обычаи делового оборота. Они объединяются, а также формулируются авторитетными международными организациями и затем фиксируются в материалах ООН, определенных сборниках торговых палат, крупнейших бирж, в типовых контрактах, а также решениях, выносимых третейскими судами.

Обширное применение на практике приобрели разработанные непосредственно МТП (Международная Торговая Палата, основана в 1919 году, располагается во Франции, Париж) Международные правила толкования торговых понятий, или, по-другому ИНКОТЕРМС (сокращение от International Commercial Terms). На данный момент действует редакция правил от 2010 года.

Это обобщенные международные торговые обычаи, которые применяются при заключении и последующем исполнении договоров касательно внешнеторговой поставки различных товаров.

Замечание 5

Отечественные предприниматели, специализирующиеся на ВТД, обязаны быть знакомы с используемыми в иностранной практике торговыми обычаями, а также правилами коммерческой детальности и сформировавшейся торговой практикой.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovoe-obespechenie-ekonomiki/regulirovanie-vneshneekonomicheskoj-dejatelnosti/