Основные формы государственного регулирования

Основные формы государственного регулирования в рыночной экономике

Основные формы государственного регулирования

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольнаяработа

ПО ПРЕДМЕТУ:«СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Тема: «Основные формыгосударственного регулирования врыночной экономике»

Выполнил: студент 4курса гр.417617

Красса К.И.

Проверил: преподавательСеднина М.А.

Минск2011

2

Введение 3

Экономическая роль государства 4

1.1 Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве 4

1.2 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. 7

2.Формы и методы государственного регулирования экономики 10

2.1 Формы регулирования 10

2.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 15

2.3 Государственное регулирование рынка труда 18

2.4 Назревание изменения в формах и методах государственного регулирования экономики. 21

Заключение 25

Список использованных источников 26

Приложение А 27

Введение

Происходящаяв Беларуси глубокая социально-экономическаятрансформация поставила комплекстеоретических и практических вопросово государственном регулированиинародного хозяйства. Политические иэкономические изменения в российскомобществе за последние восемь лет привелик необходимости формирования новогоподхода к оценке роли государства, егофункций.

Государствовыполняет свои функции, применяяразнообразные методы воздействия наэкономику.

Средиметодов государственного регулированияедва ли встретишь совершенно непригодныеили абсолютно не эффективные. Нужнывсе, и вопрос лишь в том чтобы для каждогоопределить экономические зоны и ситуации,те ниши, где его применение целесообразно.

Поискновых форм и методов регулирования вусловиях трансформации социально-экономическойструктуры – основная задача государства.Ведь именно от этих форм и методовгосударственного регулирования экономикизависит дальнейшая судьба страны –сумеет ли она в приемлемые сроки выйтииз глубочайшего кризиса экономики,удастся ли в обозримом будущем создатьсовременную экономическую систему,обеспечивающую динамическое и эффективноеразвитие и повышение благосостояниянарода.

Цельданной курсовой работы выявитьтеоретически существующие формы иметоды государственного регулированияэкономики, указать необходимые измененияв них и показать их состоятельность впрактике на конкретном примере.

1.1Роль государства в командной экономикеи в рыночном хозяйстве

Всознании белорусского общества широкоепризнание получило мнение о том, чтоперспективы выживания страны возможногопроцветания в будущем неразрывно связанос процессом становления новогопостиндустриального общества. Егопришлось начинать в условиях господстватоталитарного общества, государства сгипертрофированной системой силовыхорганов и единой государственнойидеологией. До абсурда было доведеноогосударствление экономики, всех сторонобщественной жизни.

Отрицательныечерты командной экономики были доведеныдо крайней черты: отсутствие стимуловдля предпринимательства, продуктивноготруда, инновационной активности,эффективного использования ресурсов,иждивенчество, безответственность ибезынициативность. Такой тип экономикии общества, такая роль государстваоказались совершенно несовместимымис переходом к постиндустриальнойэкономике.

Реформыдолжны были решить у нас по крайней меретри задачи. Во-первых, обеспечениеидеологического плюрализма, условийдля свободного состязания и сопоставленияидеологий, свободы научной мысли, словаи художественного творчества, отказ отпринудительного насаждения однойидеологии, в том числе с применениемгосударственных методов воздействия.

Во-вторых,демонтаж тоталитарной политическойсистемы, обеспечение действительнойвыборности, разделения властей,демократического контроля загосударственными органами, свободыдеятельности политических сил и партий.

В-третьих,переход от командной, директивноуправляемой государством экономики ксовременному, социально ориентированномурыночному хозяйству с определённымирегулирующими функциями государства.

Попервым двум направлениям российскоеобщество сразу определилось.

Чтоже касается экономических преобразований,то здесь столкнулись два диаметральнопротивоположных подхода. Один из нихпредусматривает постепенную трансформациюкомандной экономики в рыночное хозяйство:разгосударствление большинствапредприятий и их приватизацию с цельюповышения эффективности работы иадаптации к рыночным условиям, созданиерыночной инфраструктуры и сильнодействующих рыночно конкурентныхстимулов развития производства присохранении в руках государства возможностипрямого и постепенного воздействия нажизненно важные сферы экономики исоциальные процессы.

Другойподход предлагает «революционное»,разовое разрушение командной экономикипутём повальной приватизациигоссобственности, рассматриваемой каксамоцель; уход государства из экономикиили по меньшей мере минимизация егороли в ней; упование на бессилие «невидимойруки рынка» и сведение роли государствак функциям ночного сторожа.

Ксожалению с начала 1992 г. в осуществленииэкономических преобразований

в страневозобладал второй подход, не отвечающийни современным мировым тенденциям, ниспецифическим особенностям белорусскойэкономики. Это явилось главной причинойневиданной глубины экономическогокризиса.

Одним из главныхустоев экономической политики последнихлет явилась приватизация госсобственности.Разгосударствление собственности ихозяйства было совершенно необходимокак очень важное условие формированиясовременной системы хозяйства.

Читайте также  Общий метод регулирования в международном частном праве

Однакорезультаты разгосударствления сказалисьиными. В течении менее двух лет примерно70% государственного имущества в видепроизводственных фондов перешло в рукиновых собственников. Но в подавляющембольшинстве это не были стратегическиеинвесторы. Изменялся титул собственности,а реальных перемен в технологии,организации и управлении применительнок рыночным отношения не происходило.

Сповальной приватизацией был тесносвязан и постепенный беспорядочныйдемонтаж системы государственногоуправления экономикой: массоваялиберализация цен, единовременноесокращение более чем на половинугосзаказа на оборонную продукцию,открытие национального рынка внешнейконкуренции, резное уменьшениегосинвестиций и т.д. Фактически государствоотказалось от проведения структурнойи научно-технической политики, отактивного воздействия наинвистиционно-амортизационный процесс.

Белорусскоеруководство упорно вело курс на уходгосударства из реальной экономики.Административно-командная системауправления экономикой была в основномразрушена, но механизм рыночногорегулирования не был создан.

Оживлениепредпринимательской деятельностипроисходило лишь в сфере мелкого исреднего бизнеса, в банковско-финансовойсфере и торговле. В промышленности онокоснулось лишь отраслей, работающих навнешний рынок. В основном же на уровнепредприятий рыночные стимулы заработалитолько в сторону остановки производства,но не его обновления. Что касаетсямакроуровня, то здесь управлениеэкономикой в современных условияхвообще не мыслимо без активной ролигосударства.

Винституциональном отношении современнаяэкономика приобрела некое мутантноесостояние. Она сохраняет в себе какнекоторые остаточные черты прежнейцивилизации и монополизации, так ирыночные компоненты , но не столько вих современном виде, сколько в состоянииполуторовековой давности. Существенной,глубоко проникающей в неё составнойчастью стали фирмы теневой экономики,криминально-мафиозные структуры.

Безповышения роли государства, восстановленияуправляемости экономики из её нынешнегокризисного состояния не вывести. Нужендвуединый процесс: с одной стороны,движение к современным механизмамрыночного саморегулирования, созданиеконкурентной среды, полнокровных рынковтоваров, капитала, труда, недвижимости,ценных бумаг, интеллектуальнойсобственности, разветвленной рыночнойинфраструктуры. В этом смысле Беларусьнаходится ещё в самом пути начинания.

Сдругой стороны, необходима выработкас учетом мирового опыта оптимальныхдля стороны форм и методов государственногорегулирования. Это должно означать невозврат к прежним функциям государствав командной экономике, а становлениеего новой роли в рыночной экономикепостиндустриального типа.

1.2Возможность и необходимость государственногорегулирования рыночной экономики

Следуетпрежде всего четко разграничитьэкономическую роль государства вусловиях свободной конкуренции илисвободного рынка и экономическую рольгосударства в условиях регулируемойрыночной экономики.

Таккак свободный рынок характеризуетсятакими признаками, как:

  1. неограниченное число участков конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же вывод из него;

  2. абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;

  3. наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах и т. п.

  4. Абсолютная одноименность однородных продуктов, в частности отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качеств товара;

  5. ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Тотеоретически ясно, что в системесвободного рынка не остаётся месталюбым типам монополий. Исключеныинфляция, безработица, перепроизводство.Хотя на практике дело обстоит значительносложнее. Особое значение здесь имеетэкономическая роль государства врегулировании рыночных отношений.

Возможностисвободного рынка не безграничны. Он нев состоянии гарантировать решение всехсоциальных и экономических проблемсовершенного общества, поэтому в техобластях, где свободный рынок не можетдать результата, необходимо экономическоевмешательство государства. Даже встерильной экономике свободногопредпринимательства остаются, по крайнеймере три следующие проблемы, которыене подвластны рыночному механизму:

  1. государственное регулирование внешних эффектов.

Рынокохватывает не все социально-экономическиеотношения участников макроэкономическойсистемы. Деятельность и производителей,и потребителей порождает внешниеэффекты, которые непосредственно могутне иметь денежной меры. Например, имеетсяпромышленное предприятие, котороеучаствует в рыночной конкуренции,попутно загрязняет окружающую среду.С этим внешним эффектом рынок ничегосделать не может.

Без участия государстваздесь не обойтись. Во многих странахгосударство использует правовые иадминистративные рычаги с тем, чтобызаставить бизнес инвестировать капиталв восстановление природной среды.

Современное государство несётответственность за жизнь человека вусловиях здоровой окружающей среды,которая постоянно нарушалась каксистемой свободной конкуренции, так ирыночной экономикой в целом;

  1. государственное регулирование потребления общественных товаров.

Речьидет прежде всего о товарах и услугахколлективного пользования. Таких какнациональная оборона, охрана общественногопорядка, государственное управление,единая энергетическая система,национальные сети коммуникаций и др.Предоставление населению общественныхтоваров становится одной из функцийгосударства в экономике свободнойконкуренции.;

  1. обеспечение государством экономики нужным количеством денег.

Рыноксам по себе не способен решить этупроблему. В итоге мы получаем предоставлениео хозяйственном механизме свободногопредпринимательства. Выделяют дваведущих звена – свободный рынок игосударство. При этом смысл экономическойдеятельности государства состоит втом, чтобы дополнять рынок, решать тепроблемы, перед которыми он пасует. Еслибез участия государства не обходитьсядаже экономика свободной конкуренции,то тем более оно необходимо в современномрыночном хозяйстве.

Читайте также  Выделяют следующие способы регулирования трудовых отношений

Государствотакже участвует в распределении товаров,так как рыночное распределение необеспечивает благосостояния всех членовобщества, не гарантирует некоторыйстандарт благосостояния, достойноесуществование. Здесь государство активновключилось в перераспределение доходов,чем ослабило острые социальные конфликты.

Рынокне гарантирует соблюдения права натруд, в рыночной экономике неизбежнабезработица. Поэтому государстворегулирует рынок рабочей силы с цельюподдержки полной занятости, сокращениябезработицы.

Вмешательствогосударства необходимо и в областинауки и технологий, глубоких структурныхпреобразований производства. Именнооно стимулирует научно-техническийпрогресс и осуществляет структурнуюполитику.

Длярешения региональных проблем такжетребуется вмешательство государства,нужна региональная политика. Регулированиена национальном и межгосударственномуровнях является обязательным условиемэффективного развития мировой экономики.

Любаяэкономика(как рыночная, так и нерыночная)подвержена инфляции монополизму.

Поэтомурыночное хозяйство нуждается в проводимойгосударством антиинфляционной иантимонопольной политике.

Таковыосновные направления объективнонеобходимого государственногорегулирования рыночной экономики.

Источник: https://works.doklad.ru/view/wfbn3NFhqmU.html

Элементы государственного регулирования экономики

В ходе развития общества меняются, и формы, и объем деятельности государства в экономике. В частности, чем более усложняются хозяйственные связи, тем активнее проявляется государственное регулирование экономики. В вопросах регулирования экономики и ее процессов, государство должно преследовать приоритетную цель – достижение благосостояния нации в целом.

В современных условиях невмешательство государства в регулирование экономики, несмотря на то, что по этому вопросу имеются разные мнения, уже немыслимо, поскольку оно является неотъемлемым элементом воспроизводства и решает различные задачи:

  1. Стимулирование экономического роста;
  2. Регулирование сбалансированности основных макроэкономических показателей, в том числе во внешнеэкономической деятельности государства, как то импорт и экспорт и т.п.;
  3. Регулирование инфляции и устойчивости национальной валюты;
  4. Контроль занятости работоспособного населения;
  5. Поощрение прогрессивных сдвигов в региональных и отраслевых структурах и т. д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Только государственное вмешательство способствует снижению негативных процессов, например, криминализации экономики, уклонения от уплаты налогов, установленных национальным налоговым законодательством, деятельность монополий и т. п.

Любая национальная экономика представляет собой сложную и многогранную систему, обладающую своими характерными чертами и особенностями. При этом каждая экономическая система является совокупностью всех микро- и макроэкономических процессов и основывается на сложившихся в государстве формах собственности, ресурсах, направлений хозяйственной деятельности, способах регулирования данной хозяйственной деятельности на всех уровнях управления и т.д.

Перечисленные и прочие особенности экономических процессов формируют различные экономические модели. Среди основных моделей на сегодняшнее время выделяют:

  1. Чистый капитализм (чистая рыночная экономика);
  2. Командная (административная) экономика;
  3. Традиционная экономика;
  4. Смешанная экономика.

Особенностями рыночной экономики можно назвать частную собственность и право распоряжаться ею (право собственности), личная свобода субъектов экономической деятельности. В случае наличия рынка свободной конкуренции, вопросы регулирования решаются через рынок и цены, а в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

Отличительными чертами командно-административной модели экономики являются общественная (по факту, государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, адресное, директивное планирование, строгая централизация в распределении ресурсов и капитальных вложений, практически полное отсутствие самостоятельности ключевых элементов экономики – предприятий и организаций. В итоге неэффективность функционирования командно-административной системы обусловлена двумя значительными недостатками: отсутствие способности мобильно приспосабливаться к экономическим переменам и невосприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса. Ярчайшим примером административно-хозяйственной экономики может служить экономика СССР.

Формы и методы ГРЭ

Замечание 2

Целенаправленная деятельность государства в лице законодательных, исполнительных и контролирующих органов, посредством различных форм и методов, обеспечивающих достижение поставленной цели и решения социально-экономических задач, и есть государственное регулирование экономики (ГРЭ).

ГРЭ – это система, включающая в себя инструменты управления, способы управления, организацию управления и законодательную базу управления.

В совокупности государственное регулирование состоит из трех основных элементов:

  • Социально-экономического аспекта регулирования;
  • Методологической базы ГРЭ;
  • Организации ГРЭ.
Читайте также  Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок

С социально-экономической стороны раскрывается экономическая система государства как единство социально-экономических и технико-экономических отношений.

Организационный аспект регулирования экономики характеризуется единством технико-экономических социальных отношений и проявляется через организацию и управление национальным хозяйством, его отраслями и сферами.

Методологическая сторона отражает государственное регулирование как общность принципов, форм и методов, которые используются в процессах регулирования, собственно, сам инструмент регулирования и методологическую базу, с помощью которой вырабатываются множественные варианты достижения целей социального и экономического развития государства.

Замечание 3

Именно методологическая база влияет на эффективность действия системы государственного регулирования в нужном направлении. Несомненно, что действенность экономической системы государства зависит от прогнозирования и четкого планирования, то есть регулирования.

Форма государственного регулирования – это общая направленность и ключевые принципы воздействия в лице соответствующего государственного органа (субъекта) на объект. Методом называется способ познания, преобразования объекта с применением определенных правил и принципов, используемых при регулировании. В зависимости от формы государственного регулирования могут быть применены различные методы. Формы государственного регулирования представляют собой (рис.1):

Рисунок 1. Формы государственного регулирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из форм государственного регулирования может использоваться как самостоятельная, так и в сочетании с другими формами. При применении выбор формы зависит не только от экономического положения, но и от организации общества, от целей и задач, стоящих перед ним на определенных этапах развития. Более приоритетной является законодательная форма регулирования, поскольку посредством законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, формируются основные концепции государственного и общественного устройства, права и обязанности субъектов хозяйствования.

Государственные расходы, налоги, субсидии, льготы, акцизы и пошлины относятся к основным инструментам бюджетно-налоговой формы регулирования экономики. Данные инструменты применяются правительством и уполномоченными государственными органами для сдерживания и/или стимулирования макроэкономической активности, баланса совокупного спроса и совокупного предложения. Бюджетно-налоговая форма напрямую связана с кредитно-денежной формой, которая включает в себя эмиссию денежной массы, регулирует ключевую ставку, операции с ценными государственными бумагами и т.п.

В результате глобализации и интернационализации экономики существенную роль в процессах государственного регулирования экономики играет валютно-финансовая деятельность и выделяется в последнее время в самостоятельную форму. Зачастую финансово-кредитную форму со всеми ее элементами относят к экономическим методам управления, которые дополняются административными методами (приказами, распоряжениями, указаниями и т. п.) Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.

Субъекты и объекты государственного регулирования экономики

Субъекты хозяйствования, как представители и исполнители хозяйственных интересов, являются субъектами хозяйственного регулирования. Все субъекты государственного регулирования взаимодействуют между собой через соответствующие связи – прямую связь и обратную связь.

Прямая связь между субъектами государственного регулирования может проявлять себя через средства массовой информации, советы и консультации, обращения в суды, через трансформацию личных (частных) экономических интересов в государственной экономической политике исполнителями хозяйствования.

Также прямая связь между субъектами государственного регулирования проявляет себя через согласования, корректировку отдельных, частных хозяйственных интересов с интересами прочих групп и т. д.

Связь между органами государственной власти (исполнителями) и субъектами хозяйствования (носителями хозяйственных интересов) называется обратной связью. Она проявляет себя в результате государственного регулирования и поддержке (или отсутствии оной) государственной политики носителями и выразителями экономических интересов (союзы, ассоциации и т. п.) Обратная связь, например, может выражаться при повышении уровня социального и экономического развития государства.

Сферы, отрасли, регионы, а также ситуации и явления, условия социальной и экономической деятельности государства – это объекты ГРЭ. Соответственно, основными объектами государственного регулирования можно назвать:

  1. Экономические циклы;
  2. Структуры хозяйствования в масштабах отрасли или региона;
  3. Занятость населения;
  4. Платежный баланс и внешнеэкономические связи
  5. Уровень цен;
  6. Научные, исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  7. Условия формирования и накопления капитала и условия рынка конкуренции и т. п.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/elementy_gosudarstvennogo_regulirovaniya_ekonomiki/